В Казани 30 человек из тысячи не знают, кто такой Шаймиев
5 октября 2007 года
Социологическая группа КГТУ под руководством академика Российской академии политнауки Владимира Беляева успела провести опрос казанцев еще летом по заказу одной из партий, дабы та могла встретить предвыборный период во всеоружии знаний. По прежним выборам замечено, что для исследований, производимых этой группой (предвыборных опросов и exit pool - опросов на выходе из избирательного участка), характерна высокая степень точности: предварительные данные почти совпадают с итогами выборов.
На этот раз было опрошено 1116 казанцев по стандартной социологической выборке. Вот их "автопортрет": "богатыми" себя считают 0,72 процента из отвечавших на этот вопрос, "зажиточными" - 1,27, "обеспеченными" - 33,3, "необеспеченными" - 36,8, "нуждающимися" - 18,4, а просто "нищими" - 3,9 процента, остальные не определились со своим статусом.
Демократия, но очень суверенная
Первым делом этой довольно-таки разношерстной компании было предложено определить "главную причину наших проблем". 35,3 процента отвечавших считают, что это - "независимость всех властей от народа (т.е. отсутствие демократии)". Чуть более 32 процентов уверены, что главная причина проблем - "присвоение местными властями наших доходов", а около 14 процентов - что наши доходы присваивает Москва. Больше 12 процентов опрошенных полагают, что их доходы присваивают "новые русские" (как говорят в таких случаях сами "новые русские", равно как и "новые татарские" - было бы что присваивать...). А 6,5 процента потенциальных избирателей до сих пор не определились с ответом на вечный вопрос "Кто виноват?" - но ничего, в ходе избирательной кампании партагитаторы постараются это поправить.
Как видим, самая большая доля респондентов считает, что все беды - от отсутствия в России демократии. Только, похоже, в своем понимании термина "демократия" казанцы подобны герою известного анекдота, который путал оргазм с астмой. Ведь на следующий вопрос - "Согласны ли вы с назначаемостью президента Татарстана?" - 51,7 процента опрошенных ответили "да" и "скорее да"... Сторонники общенародных президентских выборов оказались в меньшинстве. Вероятно, большинство этого социологического "сколка" общества уверено, что народ (демос), который вправе осуществлять власть (кратос) - это лично Путин В.В.
Интересно, что к способу вхождения в должность местных глав казанцы относятся противоположным образом: 58,9 процента опрошенных уверены, что их должен избирать народ. А в пользу права президента Татарстана назначать глав высказались всего 19,3 процента.
Если рассмотреть два этих вопроса в совокупности, то можно сделать интересное замечание: большинство считает правильным, чтобы права народа узурпировал Владимир Путин, и неправильным, чтобы это же делал Минтимер Шаймиев. Социологи же формулируют вывод так: это связано с большим доверием лично Путину, нежели лично Шаймиеву...
Решающая роль отсутствующего
А вот как казанцы ответили на вопрос "Если бы выборы в Госдуму РФ проходили завтра, за какую партию вы бы проголосовали?". 39,7 процента ответивших выбрали "Единую Россию" (не забудем, что это было до того, как ее список возглавил Владимир Путин). За КПРФ высказались 7,6 процента. Третье место в электоральных предпочтениях респондентов-казанцев летом заняла "Справедливая Россия", но ее результат - 5,3 процента - тогда не внушал надежды на преодоление 7-процентного проходного барьера. ЛДПР набрала 4,8 процента голосов респондентов, СПС и "Яблоко" - по 3,4 процента.
Затем социологи произвели крайне любопытный эксперимент: отдельно проанализировали партийные предпочтения тех, кто твердо решил пойти на выборы, и тех, кто "скорее пойдет, чем не пойдет". И, сравнив полученные результаты, пришли к выводу: среди вторых - самый большой резерв дополнительных голосов для "Единой" и "Справедливой России", а также для Союза правых сил. "Остальные партии на сегодня не заинтересованы в более высокой явке на выборы", - делают вывод исследователи.
К сожалению, то, за кого проголосовали бы 27,8 процента опрошенных, которые "не пойдут", "скорее всего, не пойдут" на выборы или "затрудняются ответить", - это осталось неизвестным. Но очевидно, что именно они (частью - полностью разочарованные властью, частью - считающие себя полностью автономными от власти) составляют самый мощный резерв голосов для партий, не представленных сейчас в Госдуме.
Пиар - важнейшее из политических искусств
Респондентам предложили также определиться со степенью своего доверия 11 политикам - нынешним и бывшим татарстанским политическим деятелям. "Полностью доверяют" Минтимеру Шаймиеву 24,9 процента опрошенных, Фариду Мухаметшину - 13,7 процента, а из остальных лишь Александру Штанину удалось перевалить за 7-процентный барьер (ему полностью доверяют 8,4 процента). Интересно: при том, что г-ну Шаймиеву "полностью доверяют" и "скорее доверяют" в совокупности 62,9 процента опрошенных, свой голос ему отдали бы только чуть более 43 процентов...
Социологи отмечают, что доверие в данном случае является величиной, частично производной от известности (из всех искусств для политика важнейшим является пиар). Так вот, в ходе этого исследования около 3 процентов опрошенных казанцев заявили, что не знают... Минтимера Шаймиева. Возможно, это те, кто лет двадцать назад задолжал за электричество и с тех пор не включал телевизор.
Еще один казус подобного рода обнаружился при ответе на вопрос "Если бы выборы президента РФ проходили завтра, за кого из кандидатов вы бы проголосовали?". На выбор было представлено 9 кандидатур. Самые большие симпатии достались известным "преемникам": 25,7 процента опрошенных высказались за Дмитрия Медведева, 17,7 процента - за Сергея Иванова. Но более чем 2 процентам ответивших не хватило предложенных кандидатур - они собственноручно вписали в опросный лист: "В.В. Путин". Тот факт, что по Конституции РФ нельзя быть президентом больше двух раз подряд, может, вероятно, стать преградой для Владимира Путина - но не может быть преград для любви к своему герою со стороны народа, и не слышавшего о Конституции!
Примечательно, что людей, которые в течение пары последних лет получают информацию не только из телевизора и потому знакомы с именами правозащитника Владимира Буковского, или бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко, или недавнего премьер-министра России Михаила Касьянова - их среди опрошенных казанцев набралось меньше, чем тех, кому Конституцию страны с успехом заменяет телевизор.
Марьям АРСЛАНОВА, "Вечерняя Казань"